Хотелось бы остановиться на современных подходах к исследовательской деятельности учащихся, опыте организации этой деятельности.
Как отмечают сторонники исследовательского обучения, учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщённом виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, выдвигает гипотезу - предлагает возможные решения проблемы, проверяет её, на основе полученных данных делает выводы и обобщения. Учебно-исследовательская деятельность учащихся - это такая организации работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.
Когда дети занимаются исследовательской, творческой деятельностью, можно говорить о творческой одарённости. Как отмечают психологи и педагоги - это " пожиратели знаний", " энциклопедисты", "созидатели нового", " творцы", " открыватели" знаний,"исследователи".
В настоящее время проектно-исследовательская работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия.
Основной принцип исследовательской деятельности ребенка
"Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу.
Исследование - деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (не путать с практикумом). Исследование предполагает наличие основных этапов:
постановка проблемы,
изучение теории, посвящённой данной проблематике,
подбор методик исследования,
сбор материала, его анализ и обобщение,
научный комментарий,
собственные выводы.
Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей - исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно - практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное.
И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе.
Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательской деятельности можно использовать самые разные методики.
Первая из них - развитие умений видеть проблему. Поиск проблем дело непростое. Умение видеть проблему развивается в течение долгого времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития я подбираю специальные упражнения, начиная с первого класса.
Вторая методика - развитие умений задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы и если их от этого не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.
Третья методика - развитие умений давать определения понятиям.
Приемы:
1. Описание.
2. Сравнение.
Таким образом, школа будущего, которую мы сегодня создаём, не может мыслиться без развития в ней проектной и исследовательской деятельности.
|