Вторник, 14.05.2024, 00:37
Сайт Кочетковой Т.С., учителя русского языка и литературы
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Уникальнось статьи
Text.ru - 75.99%
Уникальностьстатьи
Text.ru - 95.46%
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Радио
Онлайн радио #radiobells_script_hash
Вы родились в ...
https://moydenrozdeniya.ru/v-kakoy-den-nedeli-ya-rodilsya
Безопасность детей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Инфоурок
  • http://uchitel-slovesnik.ru/regions/altajskij-kraj/?lang=ru
    Полезные сайты
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Саморазвитие педагога

    Кочеткова Т.С. Саморазвитие педагога "Педагогический альманах" №09-2021 107 Саморазвитие педагога Сейчас, в условиях модернизации российского образования, особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, свободно владеющих своей профессией. Это требует от учителя способности изменять формы и методы, структуру и содержание программы учебного материала, индивидуализированные образовательные программы, разработку интегративного курса. Основа готовности к этому - развитие самостоятельности, творческой инициативы учителя. Многие педагоги сегодня чувствуют себя нереализованными личностями. В педагогической деятельности, достаточное место отводится личности педагога и ее развитию. Могут быть рассогласования личностного и профессионального конфликта личности и его профессиональной деятельности Первостепенная задача педагогических образовательных учреждений - воспитание общей инновационной культуры специалиста, представляющей гармонию знаний, мышления, чувств, поведения и деятельности. Ядром такой культуры является духовность как высшая ступень интеллектуально-нравственного развития человека, гармония его идеалов с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежат потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию и самоактуализации. Образовательная цель современной подготовки таких специалистов требует, чтобы процессы самоактуализации получали, прежде всего, личностную мотивационную опору. Однако изучение состояния этой проблемы в педагогической теории и практике позволяет констатировать недостаточную ее разработанность как самостоятельной области исследования. Под саморазвитием личности мы понимаем ее стремление к раскрытию и осознанию своих профессионально значимых личностных особенностей, адекватному и активному их использованию в учебно-профессиональной деятельности. Самодвижение, саморазвитие, самоактуализация свойственны любым открытым самоорганизующимся системам. Понимая самоактуализацию личности как адекватный для человека, наделенного сознанием, способ саморазвития, мы считаем ее имманентным, инвариантным признаком, присущим всей природе, а не только природе человека. Но полагаем при этом, что существует культурно-исторический диапазон, внутри которого имеет место переход от саморазвития как сопутствующего явления, как компонента любого взаимодействия системы с окружением, к саморазвитию как осознанному способу существования личности. Только в этом случае развитие начинает определять образ жизни личности, а многомерный мир человека выступает в своих ценностных координатах как пространство для саморазвития. Для нашего понимания важно, что такое педагогическое пространство предоставляет личностно ориентированное образование. При этом целью его является не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления личностью своих способностей и ее инновационного развития в процессе обучения в высшей школе. Саморазвитие личности в процессе вузовского обучения содержит в себе единствоКочеткова Т.С. Саморазвитие педагога "Педагогический альманах" №09-2021 108 объективного и субъективного, спонтанного и управляемого. Оно может осуществляться как спонтанный процесс: обучающийся реализует свои возможности, не думая об этом и не осознавая самого процесса. Но это и управляемый процесс, представляющий собой единство целенаправленного педагогического руководства (помощи) и саморазвития будущих специалистов. Управление реализуется совокупностью разнообразных действий, определяющих реализацию той или иной педагогической функции. Саморазвитие педагога - непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творческих воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний. Анализ психолого-педагогической литературы и опыт практической деятельности позволяют выделить следующие критерии эффективности процесса саморазвития педагога: осмысление собственных профессиональных затруднений и корректировка деятельности: ·поэтапное целеполагание своей педагогической деятельности, ее моделирование и прогнозирование; ·самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности; ·изменения в мотивационной сфере; ·развитие способности реализовать свой творческий потенциал; ·постановка и решение по отношению к самому себе педагогических, психологических, организационных, предметных задач; ·динамика научно-теоретических, психологопедагогических знаний и методических умений, их соответствие особенностям учебновоспитательного процесса и условиям социума; · сформированность оценочно-рефлексивной позиции учителя. Главным механизмом саморазвития как целенаправленного воздействия человека на самого себя является разрешение противоречий между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности, решение постоянно усложняющихся творческих задач. Процесс саморазвития педагога можно представить как процесс различных изменений следующих компонентов: мотивационно-целевого, когнитивного, эмоционально-волевого, конструктивно-деятельностного, рефлексивного и результативного, которые характеризуются неравномерностью развития и взаимосвязанностью, т.к. изменение одного из них является условием развития любого другого. · Мотивационно-целевой компонент раскрывается через ценностные ориентации, личностные смыслы, потребности, интересы, мотивы внешнего стимулирования, мотивы внутреннего самоутверждения педагога, что определяет содержательную сторону деятельности педагога по саморазвитию. ·Когнитивный компонент включает в себя знание методик самоанализа и самодиагностики, технологические знания (система методов, средств, форм и механизмов личностно-профессионального саморазвития). · Эмоционально-волевой компонент раскрывается через эмоционально-положительное отношение к содержанию и процессу саморазвития, осознание и позитивное восприятие собственного образа «Я» как профессионала, эмоциональную устойчивость, способность контролировать процесс саморазвития и не допускать неоправданных отклонений от намеченного плана. · Конструктивно-деятельностный компонент включает самостоятельную интерпретацию условий творческого саморазвития, умение проектировать и реализовывать творческое саморазвитие путем оптимального выбора форм и технологий реализации целей и задач саморазвивающей деятельности, отслеживать ход этого процесса. ·Рефлексивный компонент отражает способность к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности, рефлексивному анализу процесса творческой самореализации, самоконтролю эффективности собственных действий, коррекции результата, стимулирует развитие способности педагога к работе над собой. ·Результативный компонент включает вКочеткова Т.С. Саморазвитие педагога "Педагогический альманах" №09-2021 109 себя новообразования профессиональных знаний и умений, личностно-значимых качеств, процессов «самости», результаты профессионально-педагогической деятельности. Саморазвитие педагога может характеризоваться разными уровнями: ·первый уровень - остановившееся саморазвитие, когда педагог проявляет положительное отношение к своей профессиональной деятельности и осознает ее личностную значимость. Он не испытывает потребности в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов; профессиональные функции выполняет в основном по стандарту; ·второй уровень - достаточное саморазвитие, характеризующийся высокой оценкой педагогом личностной значимости собственной педагогической деятельности и проявлением потребности в творческом саморазвитии; более определенным и конкретным целеполаганием; способностью к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности; ·третий уровень - активное саморазвитие, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную и глубоко осознанную ценность; педагог осознает и принимает творческое саморазвитие как личностно значимую и ценностно-целевую установку; проявляет потребность в самосовершенствовании; владеет содержанием и механизмом творческого саморазвития в рамках субъектной позиции к собственной жизнедеятельности и деятельности учащихся. Высокий уровень психологизации самого процесса образования диктует необходимость интенсивного психологического сопровождения деятельности всех участников образовательного процесса, в том числе и сопровождение профессионального саморазвития педагога. Важнейшей задачей педагогической деятельности является развитие учащихся. Но полноценно развивать учащегося может лишь педагог, который сам находиться в процессе саморазвития. Категория «саморазвитие» является одним из ключевых понятий современного мыслительного процесса во всех его проявлениях: в философии, социологии, психологии Анализ психолого-педагогической литературы и опыт практической деятельности позволяют выделить следующие критерии эффективности процесса саморазвития педагога: осмысление собственных профессиональных затруднений и корректировка деятельности: ·поэтапное целеполагание своей педагогической деятельности, ее моделирование и прогнозирование; ·самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности; ·изменения в мотивационной сфере; ·развитие способности реализовать свой творческий потенциал; ·постановка и решение по отношению к самому себе педагогических, психологических, организационных, предметных задач; ·динамика научно-теоретических, психологопедагогических знаний и методических умений, их соответствие особенностям учебновоспитательного процесса и условиям социума; · сформированность оценочно-рефлексивной позиции учителя. Анализ философской, психологической и педагогической литературы позволяет выявить следующие сущностные характеристики процесса саморазвития. Можно выделить три признака наличия стратегии жизни: ·выбор основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинения. Этот выбор может изменяться в течение жизни; ·решение противоречий, препятствующих достижению целей и планов, в том числе и через создание тех условий, которых нет в наличии; ·творчество, созидание ценностей своей жизни, соединение потребностей со своей жизнью в виде особых ценностей . Путь профессионального саморазвития педагога является сложным процессом, и на разном егоКочеткова Т.С. Саморазвитие педагога "Педагогический альманах" №09-2021 110 этапе обеспечивается различными механизмами. Можно выделить несколько этапов. 1) Основная активность личности проявляется в сфере увлечений, а так же обучения и образования. 2) На этом этапе наблюдается повышенный интерес к сферам профессиональной и общественной жизни. 3) На этом этапе ценности реализуются в сферах профессиональной жизни обучения и образования. Сфера увлечений так же занимает высокое место среди сфер проявления активности человека.

    Категория: Мои статьи | Добавил: tanja (16.05.2021)
    Просмотров: 167 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Поиск
    Время
    Календарь
    Календарь праздников
    Календарик
    Цитата дня
    Статус дня
    Статус дня
    Афоризм
    Прочти
    Полезный кружок
    Гороскоп

    Гороскоп на сегодня

    Ежедневные гороскопы для всех знаков на сайте *1001 гороскоп*.
    До праздника ...
    -->
    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz