Среда, 15.05.2024, 00:50
Сайт Кочетковой Т.С., учителя русского языка и литературы
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Уникальнось статьи
Text.ru - 75.99%
Уникальностьстатьи
Text.ru - 95.46%
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
Радио
Онлайн радио #radiobells_script_hash
Вы родились в ...
https://moydenrozdeniya.ru/v-kakoy-den-nedeli-ya-rodilsya
Безопасность детей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Инфоурок
  • http://uchitel-slovesnik.ru/regions/altajskij-kraj/?lang=ru
    Полезные сайты
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    «Исследовательская и научная работа в школе на уроках русского языка и литературы»

    Понятие исследовательской деятельности. Этапы исследовательской деятельности

    Исследовательская работа - это одно из новых методологических направлений. Она предполагает научное изучение определённой темы.

    В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой мы получаем новое знание об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний. В любом случае успешно выполнить столь серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем исследования.

    Исследовательский метод обучения - это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.

    В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: "Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует… черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В результате исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности".

    На наш взгляд, исследовательская деятельность учащихся особенно глубоко рассмотрена в книге М.Г. Качурина "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы". Качурин убежден, что "исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда ". Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной - в том, что она может стать дорогой к творческому труду. Эффективность осуществления исследовательской деятельности связана с развитостью и устойчивостью исследовательской позиции личности. Исследовательская позиция - не только то, что актуализируется в ситуации неопределенности, но и та позиция, исходя из которой, человек испытывает потребность "попадать" в эти ситуации, находить их; а после нахождения ситуации, требующей осуществления исследовательской деятельности, - последовательно пройти основные этапы исследования.

    Эмоционально-мотивационной основой проявления исследовательского поведения выступает интерес. Эмоция интереса стимулирует познавательную активность, а также упорядочивает процессы восприятия и внимания. Интерес - позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений, интеллекта. Интерес - единственная эмоция, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества. Активизация интереса может быть осуществлена благодаря наличию перемен в ситуации и контексте, одушевленными объектами, новизной, а также с помощью воображения и мышления. Активизируя интерес с применением задач и созданием проблемных ситуаций, у педагога проявляется возможность способствовать самостоятельному развитию обучающимся исследовательских умений, к которым следует относить такие умения как видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, работать с книгой, пользоваться компьютером и Интернет, проводить соответствующие возрасту эксперименты, представлять результат и т.д.

    Этапы выполнения научно (учебно)-исследовательской работы

     

    Первый этап - подготовка к исследованию:

    1. выбор темы (она должна быть актуальной и конкретной) и составление списка литературы по проблеме исследования;

    2. определение объекта (то, что изучается) и предмета (одна из частностей объекта: признаки, функции и т.д.) исследования;

    3. изучение литературы по теме (при изучении литературы все свои замечания следует записывать в таблицу, представленную ниже)

     

    4. уточнение темы, формулировка гипотезы (научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений), цели (то, к чему надо стремиться) и задач (то, что можно сделать для достижения цели), выбор методов исследования:

    наблюдение - активный познавательный процесс, опирающийся на материальную деятельность человека;

    сравнение - установление сходства и различий предметов, явлений, процессов;

    измерение - процедура определения численного значения некоторой величины посредством измерения;

    эксперимент - воспроизведение определённых сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения;

    абстрагирование - отвлечение от несущественного, выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;

    анализ - изучение каждого элемента явления как части целого;

    синтез - соединение элементов изучаемого объекта в единое целое;

    моделирование - построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов;

    обобщение - нахождение в многообразии предметов нечто общее;

    прогнозирование - разработка вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем;

    анкетирование - опрос с целью уточнения данных массовой статистики.

     

    В научно (учебно)-исследовательской работе по русскому языку используются лингвистические методы исследования:

    словообразовательный анализ;

    семантический анализ;

    стилистический анализ;

    описательный метод - описание фактов, предметов, явлений;

    лингвистический анализ художественного текста - выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении;

    сравнительно-исторический метод - выявление неповторимого своеобразия языка в сравнении с другими, обнаружение родственных языков, установление места языка в языковых группах и семьях;

    экспериментальный метод - наблюдение и различные виды анкетирования.

     

    Второй этап - подготовка и проведение исследования:

    1. сбор материала;

    2. обработка полученного материала;

    3. формулирование выводов.

     

    Третий этап - оформление исследовательской работы.

    1. написание основной части работы, её введения и заключения:

    определение построения работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение);

    выбор стиля и языка исследования;

    написание выводов;

    составление заключения.

    2. составление списка литературы;

    3. составление списка иллюстраций;

    4. составление приложений;

    5. оформление титульного листа.

     

    Четвёртый этап - защита работы.

    Переходя от этапа к этапу, школьник учится:

    1) работать с первоисточниками;

    2) наблюдать явления, факты;

    3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;

    4) составлять и решать задачу;

    5) формулировать гипотезу;

    6) разрабатывать и проводить эксперимент;

    7) обобщать материал и представлять его в виде текста.

    Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.

     

    Выделяют три уровня самостоятельности: операционный, тактический, стратегический. На операционном уровне ученик выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их, пользоваться необходимой литературой. На стратегическом уровне ученик умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности.

    Очевидно, что на всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности. Однако это труднодостижимая цель.

    Хотя результаты учебно-исследовательской деятельности не всегда имеют какую-либо научную ценность, обучающее значение такой работы несомненно: приобретены общие исследовательские навыки (формулирование цели, гипотезы, задач, подготовки и проведения эксперимента, опыт обработки полученных данных, формулирование выводов, создание текста исследовательской работы). Главная цель учебно-исследовательской работы - образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.

    Категория: Мои статьи | Добавил: tanja (06.04.2020)
    Просмотров: 236 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Поиск
    Время
    Календарь
    Календарь праздников
    Календарик
    Цитата дня
    Статус дня
    Статус дня
    Афоризм
    Прочти
    Полезный кружок
    Гороскоп

    Гороскоп на сегодня

    Ежедневные гороскопы для всех знаков на сайте *1001 гороскоп*.
    До праздника ...
    -->
    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz