Понятие исследовательской деятельности. Этапы исследовательской деятельности
Исследовательская работа - это одно из новых методологических направлений. Она предполагает научное изучение определённой темы.
В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой мы получаем новое знание об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний. В любом случае успешно выполнить столь серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем исследования.
Исследовательский метод обучения - это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.
В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: "Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует… черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В результате исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности".
На наш взгляд, исследовательская деятельность учащихся особенно глубоко рассмотрена в книге М.Г. Качурина "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы". Качурин убежден, что "исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда ". Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной - в том, что она может стать дорогой к творческому труду. Эффективность осуществления исследовательской деятельности связана с развитостью и устойчивостью исследовательской позиции личности. Исследовательская позиция - не только то, что актуализируется в ситуации неопределенности, но и та позиция, исходя из которой, человек испытывает потребность "попадать" в эти ситуации, находить их; а после нахождения ситуации, требующей осуществления исследовательской деятельности, - последовательно пройти основные этапы исследования.
Эмоционально-мотивационной основой проявления исследовательского поведения выступает интерес. Эмоция интереса стимулирует познавательную активность, а также упорядочивает процессы восприятия и внимания. Интерес - позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений, интеллекта. Интерес - единственная эмоция, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества. Активизация интереса может быть осуществлена благодаря наличию перемен в ситуации и контексте, одушевленными объектами, новизной, а также с помощью воображения и мышления. Активизируя интерес с применением задач и созданием проблемных ситуаций, у педагога проявляется возможность способствовать самостоятельному развитию обучающимся исследовательских умений, к которым следует относить такие умения как видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, работать с книгой, пользоваться компьютером и Интернет, проводить соответствующие возрасту эксперименты, представлять результат и т.д.
Этапы выполнения научно (учебно)-исследовательской работы
Первый этап - подготовка к исследованию:
1. выбор темы (она должна быть актуальной и конкретной) и составление списка литературы по проблеме исследования;
2. определение объекта (то, что изучается) и предмета (одна из частностей объекта: признаки, функции и т.д.) исследования;
3. изучение литературы по теме (при изучении литературы все свои замечания следует записывать в таблицу, представленную ниже)
4. уточнение темы, формулировка гипотезы (научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений), цели (то, к чему надо стремиться) и задач (то, что можно сделать для достижения цели), выбор методов исследования:
наблюдение - активный познавательный процесс, опирающийся на материальную деятельность человека;
сравнение - установление сходства и различий предметов, явлений, процессов;
измерение - процедура определения численного значения некоторой величины посредством измерения;
эксперимент - воспроизведение определённых сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения;
абстрагирование - отвлечение от несущественного, выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;
анализ - изучение каждого элемента явления как части целого;
синтез - соединение элементов изучаемого объекта в единое целое;
моделирование - построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов;
обобщение - нахождение в многообразии предметов нечто общее;
прогнозирование - разработка вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем;
анкетирование - опрос с целью уточнения данных массовой статистики.
В научно (учебно)-исследовательской работе по русскому языку используются лингвистические методы исследования:
словообразовательный анализ;
семантический анализ;
стилистический анализ;
описательный метод - описание фактов, предметов, явлений;
лингвистический анализ художественного текста - выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении;
сравнительно-исторический метод - выявление неповторимого своеобразия языка в сравнении с другими, обнаружение родственных языков, установление места языка в языковых группах и семьях;
экспериментальный метод - наблюдение и различные виды анкетирования.
Второй этап - подготовка и проведение исследования:
1. сбор материала;
2. обработка полученного материала;
3. формулирование выводов.
Третий этап - оформление исследовательской работы.
1. написание основной части работы, её введения и заключения:
определение построения работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение);
выбор стиля и языка исследования;
написание выводов;
составление заключения.
2. составление списка литературы;
3. составление списка иллюстраций;
4. составление приложений;
5. оформление титульного листа.
Четвёртый этап - защита работы.
Переходя от этапа к этапу, школьник учится:
1) работать с первоисточниками;
2) наблюдать явления, факты;
3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;
4) составлять и решать задачу;
5) формулировать гипотезу;
6) разрабатывать и проводить эксперимент;
7) обобщать материал и представлять его в виде текста.
Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.
Выделяют три уровня самостоятельности: операционный, тактический, стратегический. На операционном уровне ученик выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их, пользоваться необходимой литературой. На стратегическом уровне ученик умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности.
Очевидно, что на всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности. Однако это труднодостижимая цель.
Хотя результаты учебно-исследовательской деятельности не всегда имеют какую-либо научную ценность, обучающее значение такой работы несомненно: приобретены общие исследовательские навыки (формулирование цели, гипотезы, задач, подготовки и проведения эксперимента, опыт обработки полученных данных, формулирование выводов, создание текста исследовательской работы). Главная цель учебно-исследовательской работы - образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.
|